Акцизы с 1 января 2022 года
Традиционно, с 1 января каждого года в России повышаются ставки акцизов. Не стал исключением и 2022 год.
Акцизы на легковые автомобили и мотоциклы
Акцизы на новые легковые автомобили и мотоциклы с 1 января 2022 года вырастут на 4%. Так выглядят актуальные значения акцизов (ставка за каждую л.с.):
- автомобили до 90 л.с. – 0 руб.;
- автомобили 90-150 л.с. – 53 руб.;
- автомобили 150-200 л.с. – 511 руб.;
- автомобили 200-300 л.с. – 836 руб.;
- автомобили 300 – 400 л.с. – 1425 руб.;
- автомобили 400 – 500 л.с. – 1475 руб.;
- автомобили более 500 л.с. – 1523 руб.
Что касается мотоциклов мощностью свыше 150 л.с., акциз на них также вырастет на 4% и составит 511 руб. за л.с.
Акцизы на бензин и дизтопливо
Акцизы на бензин и дизтопливо также увеличатся на 4%, ставки с 1 января будут следующими (за тонну):
- бензин, не соответствующий 5 экологическому классу – 14 169 руб.;
- бензин 5 экологического класса – 13 793 руб.;
- дизтопливо – 9556 руб.
Акцизы на пропан-бутан
Примечательно, что с 1 января 2022 года впервые вводятся акцизы на сжиженные углеводородные газы (СУГ), в том числе и на изрядно подорожавший в 2021 году пропан-бутан. Ранее СУГ акцизами не облагались.
С 1 января 2022 года за тонну СУГ, направленного на переработку, придётся заплатить акциз 4 500 руб.
Параллельно с этим, Федеральным законом №321 от 15 октября 2020 года, предусматривается введение обратного акциза на этан, СУГ и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье.
По этану и сжиженному углеводородному газу компаниям, активно инвестирующим в обновление и строительство новых производственных мощностей, будет предоставляться двойной налоговый вычет – обратный акциз с повышающим коэффициентом 2. Для этого им потребуется заключить соглашения с Минэнерго, в рамках которых будет контролироваться исполнение обязательств инвесторов.
Ожидается, что введение обратного акциза стимулирует нефтяные компании инвестировать средства на модернизацию мощностей по переработке СУГ.
Каким образом эта игра с акцизами скажется на ценах пропан-бутана на заправках, мы узнаем уже в 2022 году.
Пошлины на электромобили с 1 января 2022
Как сообщал ранее портал Avtopravochnaya.com, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение обнулить ставку ввозной пошлины на электромобили с 4 мая 2020 года (решение № 29 от 16 марта 2020 года). Нулевая ставка на электромобили действовала до 31 декабря 2021 года.
Как стало известно сегодня, продлевать её не стали – с 1 января 2022 года ввозимые электромобили вновь облагаются пошлиной.
Ставка на ввоз электромобилей для юридических лиц составляет 15%, а для физических лиц — 48–54% от таможенной стоимости.
Отзыв автомобилей без “ЭРА-ГЛОНАСС” с 1 января 2022
17 августа 2021 года было принято решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) №101, согласно которому в странах ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) до 31 декабря 2021 включительно временно было разрешено выпускать автомобили без установки “ЭРА-ГЛОНАСС”. Это было связано с дефицитом чипов и резким ростом цен на полупроводники.
Речь идёт о транспортных средствах категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (легковые автомобили, автобусы и грузовики, за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей).
Речь идёт не о полной отмене требований по установке данных систем, а об отсрочке – до 30 июня 2022 года. До указанный даты автопроизводители будут вынуждены провести отзывные компании и дооснастить уже проданные автомобили модулями “ЭРА-ГЛОНАСС” за свой счет.
Активная фаза по дооснащению автомобилей системами “ЭРА-ГЛОНАСС” начнется в январе 2022 года. К этому времени все автопроизводители представят итоговую отчетность по автомобилям с указанием VIN-номеров, которая будет опубликована на сайте Росстандарта и будет доступна на сервисе easy.gost.ru.
Вся информация также будет заноситься в систему электронных ПТС. Сведения о необходимости дооснащения автовладельцы получат в обязательном порядке на стадии приобретения и эксплуатации автомобилей. Все меры в рамках отзывных кампаний осуществляются за счёт автопроизводителя – для собственников автомобилей эти мероприятия являются бесплатными.
Электронные накладные с 1 января 2022
Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.
С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.
С учётом накопленной практики добровольного применения электронных транспортных накладных Минтранс России подготовит предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. То есть если, с 1 января 2022 года электронные накладные будут применяться на добровольной основе, то с 2023 года это станет обязательным.
Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов.
Отмена госпошлины за права с 1 января 2022
30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывников от госпошлины за права. Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:
- за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
- за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.
Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.
Реестр автомобилей инвалидов с 1 января 2022
С 1 января 2022 года вносятся изменения в порядок регистрации транспортных средств в Федеральном реестре инвалидов. Напомним, с 1 июля 2020 года для получения права бесплатной парковки на транспортные средства, управляемые инвалидами или перевозящие инвалидов, необходимо зарегистрировать сведения о них в этом реестре.
Согласно приказу Минтруда №679н от 6 октября 2021 года, с 1 января 2022 года из перечня способов для внесения информации исключается личный кабинет Федерального реестра инвалидов. То есть, в 2022 году для этого останутся лишь два способа:
- электронная подача сведений через портал Госуслуг;
- подача сведений при личном посещении МФЦ.
Установка тахографов на автобусы с 1 января 2022 (перенос)
С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн). Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».
С 1 января 2022 года оформление разрешения на перевозку опасных грузов допускается осуществлять в электронном виде через Портал Госуслуг. При этом, если документы подаются в электронном виде, то и само разрешение будет выдано в электронном формате – в срок, не превышающий 1 дня с момента принятия решения (Приказы Минтранса №439 от 28 октября 2020 г. и №304 от 12 августа 2020 г.).
Обращение к омбудсмену по ОСАГО с 1 января 2022
С 1 января 2022 года в случае возникновения спорной ситуации со страховой компанией по ОСАГО обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену) для досудебного урегулирования можно будет только при наличии учётной записи на портале Госуслуг – ей данные будут использоваться для авторизации.
ОСАГО для инвалидов с 1 января 2022
Правительство утвердило новые правила предоставления инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50% от уплаченной ими страховой премии по ОСАГО (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2021 г. № 2579). Действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Напомним, инвалиды, которые пользуются автомобилем по медицинским показаниям, имеют право на компенсацию в размере 50% уплаченной ими страховой премии по ОСАГО. Это же относится к родителям детей-инвалидов. Компенсация предоставляется, если в страховку, помимо самого гражданина с инвалидностью, вписано еще не более двух водителей.
Согласно новым правилам, если при заключении договора ОСАГО будет указан СНИЛС, Пенсионный фонд (ПФР) автоматически выплатит компенсацию благодаря настроенному взаимодействию между Российским союзом автостраховщиков (РСА) и ПФР.
Для автоматического получения компенсации в государственных информационных системах должны быть сведения о банковском счете (непосредственно гражданина с инвалидностью либо его законного представителя), на который зачисляются суммы пенсий и иных социальных выплат.
После заключения договора ОСАГО Пенсионный фонд проактивно проинформирует инвалида или его законного представителя о положенной компенсации. После этого в течение пяти рабочих дней деньги поступят гражданину таким же способом, как он получает другие выплаты.
Тарифы ОСАГО с 9 января 2022
Банк России расширил границы тарифного коридора по ОСАГО, чтобы страховые компании могли еще больше снижать тариф хорошим водителям и увеличивать стоимость страховки для автомобилистов с повышенным уровнем рисков. 28 декабря 2021 года Минюст зарегистрировал соответствующее указание Банка России №6007-У от 8 декабря 2021 года.
Согласно документу, с 9 января 2022 года расширение базовых ставок тарифов ОСАГО составит:
- 10% – для легковых автомобилей физических лиц;
- 4,9% – для общественного транспорта (автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи);
- 30% – для других категорий транспортных средств, в том числе и такси.
Кроме того, пересмотрены коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, а также коэффициенты за аварийность (коэффициент бонус-малус, КБМ) и проведена дополнительная калибровка региональных коэффициентов. Указание вступает в силу с 9 января 2022 года, за исключением положений о КБМ, которые начнут действовать с 1 апреля 2022 года. Подробности читайте тут.
Уголовное наказание для лихачей с 10 января 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, поправками в УК РФ вносится новая статья 264-2, устанавливающая уголовную ответственность за нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным водительских прав.
Уголовная ответственность предусмотрена за следующие нарушения:
- превышение скорости более чем на 60 км/час;
- выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения или трамвайные пути встречного направления.
Уголовное наказание вводится для тех водителей, которые уже были лишены прав за любое из аналогичных правонарушений, совершенных повторно. При этом, предусмотрено исключение в отношении нарушений, зафиксированных камерами ГИБДД.
Согласно новой статье 264-2, наказание в случае повторного нарушения водителем, уже лишенным прав за такое же нарушение, составит:
- штраф в размере 200-300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
- обязательные работы на срок до 480 часов;
- принудительные работы на срок до 2 лет;
- лишение свободы на срок до 2 лет.
В качестве дополнительного, к основному наказанию предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Ещё более жёсткое наказание грозит тем, кто уже имеет неснятую или непогашенную судимость по этой же статье 264-2. Таким рецидивистам будет грозить:
- штраф в размере 300-500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет;
- исправительные работы до 2 лет;
- ограничение свободы до 3 лет
- принудительные работы на срок до 3 лет;
- лишение свободы на срок до 3 лет.
В качестве дополнительного, к основному наказанию предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.
30 декабря 2021 года поправки были подписаны президентом (Федеральный закон от 30.12.2021 № 458-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”). Поправки вступят в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования подписанного Президентом документа, то есть – с 10 января 2022 года.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С ФЕВРАЛЯ 2022
Тариф “Платона” с 1 февраля 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, в последний раз тарифы для дальнобойщиков повышались с 1 февраля 2021 года – тогда тариф «Платона» вырос на 14 копеек, до 2,34 руб. за километр.
В соответствии с разработанной Минтрансом России совместно с грузоперевозчиками программой предсказуемости размера платы за полгода до ее изменения, 16 июля 2021 года, Росавтодор публиковал прогнозируемый размер платы в государственной системе «Платон» – тогда озвучивался прогноз роста в 2022 году на 10 коп. – до 2 руб. 44 коп.
Фактический размер платы рассчитывается ежегодно в период с 10 по 20 января с учетом публикации информации Росстата об индексе потребительских цен за предыдущий год.
14 января 2022 года Росавтодор опубликовал официальную информацию об индексации тарифа в 2022 году – тариф “Платона” с 1 февраля 2022 года вырастет сразу на 20 копеек, до 2 руб. 54 коп. за километр.
Таким образом, фактическое повышение тарифа в этом году оказалось в 2 раза выше ожидаемого.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С МАРТА 2022
Обучение в автошколах с 1 марта 2022
С 1 марта 2022 года ГИБДД будет проверять курсантов автошкол на наличие запретов для обучения и отстранять при их выявлении. Соответствующий приказ МВД России №764 от 19 октября 2021 года был официально зарегистрирован 26 ноября, сообщал Avtospravochnaya.com.
Согласно документу, автошколы в течение 10 дней до начала практического обучения вождению должны будут направлять в ГИБДД список курсантов, проходящих обучение. Информация будет предоставляться сотрудником автошколы путём письменного обращения в подразделение ГИБДД или с использованием портала Госуслуг.
ГИБДД, в свою очередь, в течение 5 дней вносит эту информацию в свою информационную систему, и проверяет курсантов на наличие нарушений, не позволяющих обучаться на права:
- лишение прав;
- отсутствие лицензии у организации, выдавшей медсправку курсанту.
Если же медсправка выдана в другом регионе, который не относится к территории обслуживания данного подразделения ГИБДД, то автоинспекторы будут направлять соответствующий запрос в клинику, чтобы она подтвердила факт выдачи этой медсправки и достоверность указанных в ней сведений.
При выявлении указанных нарушений, ГИБДД в течение 3 дней сообщает представителям автошколы о том, что такого курсанта запрещено допускать к практическим занятиям по вождению.
Медосмотр водителей с 1 марта 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, Минздрав подготовил новые правила медосмотра водителей. Документ был официально опубликован 30 ноября 2021 года (приказ Минздрава от 24.11.2021 №1092н).
Согласно данному документу, с 1 марта 2022 года при медосмотре водителей будут направлять на новые анализы для выявления наркотиков и алкоголя. Но не всех поголовно, а только в двух случаях:
- при возврате водительских прав после лишения;
- при выявлении врачом-наркологом признаков и симптомов алкогольной или наркозависимости.
В тексте документа приведён перечень из 18 таких клинических признаков:
- неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;
- заторможенность, сонливость или возбуждение;
- эмоциональная неустойчивость;
- ускорение или замедление темпа мышления;
- гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;
- инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
- сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;
- учащение или замедление дыхания;
- тахикардия или брадикардия;
- сужение или расширение зрачков;
- вялая реакция зрачков на свет;
- двигательное возбуждение или заторможенность;
- пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
- неустойчивость в позе Ромберга;
- ошибки при выполнении координационных проб;
- тремор век и (или) языка, рук;
- нарушение речи в виде дизартрии;
- признаки внутривенного введения средств (веществ), включая следы от инъекций.
При выявлении одновременно трёх из этих признаков, врач-нарколог сможет направлять водителя на лабораторный анализ, даже несмотря на отрицательный результат экспресс-теста на наркотики и алкоголь.
Как видно по данному списку признаков и симптомов, он очень обширный, что фактически позволяет направить на исследования практически любого водителя.
Поправки вступают в законную силу с 1 марта 2022 года.
Фотографии техосмотра с 1 марта 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, с 1 марта 2021 года процедура техосмотра автомобилей обязательно должна сопровождаться фотофиксацией. Требования к этому процессу прописаны в приказе Минтранса №97 от 31 марта 2020 года.
Согласно документу, процесс техосмотра должен сопровождаться двумя фотографиями:
- перед началом автомобиль фотографируется с передней части;
- после окончания осмотра – сзади.
На фото должны быть чётко видны марка, модель, цвет, госномер автомобиля. Также к фотографиям прикрепляются данные геолокации с координатами пункта техосмотра.
Однако, уже практически с первых дней эти материалы фотофиксации начали подделывать. При помощи элементарных навыков фотомонтажа корректировались координаты пунктов ТО, на фото “менялись” госномера, фон фотографий и т.д. В связи с этим, 29 ноября 2021 года был официально опубликован приказ Минтранса №346 от 15 октября 2021 года. Данный документ вносит следующие изменения в предыдущий приказ №97:
- помимо требований к фото спереди и сзади, добавляется фото “боковой проекции” автомобиля (при начале диагностирования и после окончания);
- на фото рядом с автомобилем в кадре должен находиться эксперт пункта ТО, проводящий осмотр (фото должно быть в полный рост, эксперт должен находиться рядом с автомобилем и смотреть лицом в камеру);
- запрещено корректировать фотографии (в том числе менять фон и EXIF-данные файла);
- координаты автомобиля должны быть в радиусе не более 40 метров от координат пункта ТО в реестре операторов техосмотра (ранее было 15 метров);
- в случае проведения техосмотра на передвижной диагностической линии на фото должен быть виден роликовый стенд для проверки тормозов.
Данные поправки вступают в силу с 1 марта 2022 года. Таким образом, процедура фотофиксации техосмотра с 1 марта 2022 года усложнится – придётся делать больше фотографий, а чтобы в кадр попал эксперт – нужно будет прибегать к помощи второго человека или ставить штатив.
Штраф за техосмотр с 1 марта 2022
Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 219-ФЗ, с 1 марта 2022 года управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, предусматривает наложение штрафа в размере 2000 рублей. Соответствующие изменения вносятся в ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Этот штраф разрешено выписывать не чаще 1 раза в сутки – чтобы у автовладельца было время на прохождение техосмотра.
Ранее, напомним, штраф за езду без техосмотра был предусмотрен только для такси, автобусов и грузовиков, оборудованных для перевозки опасных грузов или пассажиров – он составлял 500-800 рублей.
Как пояснили в ГИБДД, штраф за езду без техосмотра с 1 марта 2022 года будет грозить владельцам только тех транспортных средств, для которых на сегодняшний день прохождение техосмотра является обязательным. Напомним, с 30 декабря 2021 года техосмотр стал необязательным для физлиц – владельцев легковых авто и мотоциклов, использующих их в личных целях.
Что же касается штрафа за техосмотр с камер ГИБДД – с 1 марта 2022 года эта процедура пока не заработает, штраф будут выписывать только “живые” автоинспекторы.
Платный проезд с 1 марта 2022
1 марта 2022 года вступает в силу Постановление Правительства от 30 сентября 2021 г. № 1652 “Об утверждении Правил взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог”. Указанным документов вводятся новые правила и термины.
Так, с 1 марта официально вводятся в оборот термины “открытый” и “закрытый” способы взимания платы. В первом случае речь идет о регистрации факта проезда и оплате проезда непосредственно при проезде через расположенный на платной трассе пункт взимания платы. При применении данного способа размер оплаты будет рассчитываться независимо от места въезда пользователя на автодорогу или съезда с нее. Во втором случае все наоборот: регистрация места въезда на трассу будет осуществляться на пункте выдачи талонов, а сумма оплаты – определена с учетом пройденного водителем расстояния.
Помимо этого, документ конкретизирует порядок взаимодействия пользователя с оператором, права и обязанности сторон, закрепляет “постоплатный” и “предоплатный” способы оплаты проезда, а также определяет две системы взимания платы: барьерного типа и “свободный поток”, которые выделяются в зависимости от наличия или отсутствия шлагбаумов на трассах.
Тарифы ОСАГО после 8 марта 2022
Согласно пункту 3 статьи 8 закона “Об ОСАГО” (Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ), срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее 1 года.
8 марта 2022 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Этот большой документ содержит целый перечень мер, принятых в связи с ухудшением ситуации из-за санкций и падения курса рубля. Помимо прочего, согласно тексту данного документа, действие указанного выше пункта 3 статьи 8 закона “Об ОСАГО” временно отменяется – до 31 декабря 2022 года.
Иными словами, ограничение на пересмотр тарифов и коэффициентов ОСАГО в 2022 году действовать не будет. Соответственно, эти значения в течение года могут быть оперативно и неоднократно пересмотрены.
Обжалование штрафов ГИБДД с 14 марта 2022
14 марта 2022 года Минцифры анонсировало запуск возможности обжаловать штрафы ГИБДД через мобильное приложение “Госуслуги Авто”. Как говорится в официальном пресс-релизе, теперь у пользователей появилась возможность через приложение обжаловать штрафы за нарушение ПДД. Для этого нужно:
- Открыть приложение
- Зайти в раздел с оплатой штрафов
- Выбрать штраф, который хотите обжаловать
- Если его обжалование в электронном виде возможно, появится соответствующая кнопка и информация о сроках обжалования
- Выбрать причину обжалования
- Загрузить подтверждающие документы (фотографии и видеозаписи)
- Дождаться рассмотрения
Обжаловать онлайн можно только штрафы за нарушения, зафиксированные камерами ГИБДД. Решение об обжаловании принимается в течение 10 дней, ведомство может запросить дополнительные документы.
Справочники ОСАГО с 19 марта 2022
С 19 марта 2022 года вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, в соответствии с которыми рассчитываются выплаты по ОСАГО. Эти справочники были сформированы по новой Единой методике и являются первыми справочниками, которые прошли процедуру публичного обсуждения, которая проводилась Российским союзом автостраховщиков (РСА) с 8 по 24 февраля 2022 года. Они гарантируют сохранение стоимости полисов ОСАГО на прежнем уровне в ближайшее время, считают в РСА.
Справочники были сформированы на основании проведенного исследования стоимостной информации в декабре 2021 года – январе 2022 года и учитывают стоимости запчастей, действовавшие в это время. Поэтому средние стоимости запчастей в них остались практически на прежнем уровне. Это гарантирует сохранение средней стоимости полисов ОСАГО примерно на том же уровне, на котором она находится в последние 3 года – то есть миллионы автовладельцев смогут оформить полис обязательной ОСАГО по старым ценам.
Скачки цен на запчасти происходят после формирования справочников и найдут полное отражение в следующей версии справочников. РСА совместно с Банком России уже приступили к работе над новыми справочниками в оперативном режиме.
Налог на роскошь с 26 марта 2022
Напомним, налог на автомобили, вошедшие в перечень дорогих, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Минпромторг РФ ежегодно до 1 марта публиковал актуальный перечень таких автомобилей.
Однако, в связи с последними колебаниями курсов валют, ценники на новые автомобили в России выросли очень существенно. Даже доступные ранее бюджетные модели Лада перешагнули за 1 млн. рублей, а доступные ранее массовые иномарки по цене либо приближаются к 3 миллионам, либо уже перевалили за эту отметку.
В связи с этим, было принято решение изменить планку “налога на роскошь”. 26 марта 2022 года документ был подписан Президентом РФ и официально опубликован (Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ).
Согласно тексту поправок, из Налогового кодекса, исключены повышенные коэффициенты для машин стоимостью 3-5 и 5-10 млн. рублей. При этом, остался повышающий коэффициент 3 для машин дороже 10 млн. рублей. Кроме того, изменен срок публикации перечня “роскошных” автомобилей Минпромторгом – 1 марта заменено на 31 марта.
Закон вступил в силу со дня официальной публикации подписанного документа, то есть сегодня. При этом, его положения, касающиеся транспортного налога, будут распространяться на весь налоговый период 2022 года.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С АПРЕЛЯ 2022
Тюнинг автомобилей с 1 апреля 2022
С 1 апреля 2022 года вступит в силу новый ГОСТ Р 59889-2021, который включает в себя требования к тюнингу и изменению конструкции транспортных средств: установке ГБО, шноркелей, багажников, дефлекторов и т.д.
ГОСТ Р 59889-2021 «Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний» был официально утверждён в ноябре 2021 года – он вступит в законную силу 1 апреля 2022 года.
“ГОСТ предназначен для упорядочения и унификации процедур переоборудования автомобилей, в том числе на газобаллонном оборудовании. В последствии рынок покинут недобросовестные участники, а граждане получат повышение качества услуг по внесению изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации“, – считают в Минпромторге
Новый ГОСТ содержит в себе таблицу из 36 изменений конструкции, для каждого из которых прописаны требования, а также причины для отказа в регистрации. Сюда вошли наиболее популярные доработки:
- установка ГБО;
- шноркели;
- подножки;
- лебёдки;
- дефлекторы;
- багажники на крыше;
- фаркопы и т.д.
Как и ранее, в ряде случаев, тюнинг можно узаконить дистанционно, без посещения аккредитованной лаборатории. Однако, дистанционным это оформление можно назвать условно. Дело в том, что для этого в любом случае придётся обращаться в организацию, которая должна соответствовать целому ряду условий. Это упростит процедуру лишь в случае, если испытательная лаборатория находится очень далеко.
Для дистанционного оформления организация должна соответствовать следующим условиям:
- наличие технической возможности для фото и видеофиксации;
- наличие необходимого для проверки оборудования и средств измерений (допускается применение оборудования третьих лиц);
- наличие знаний и умений использования методик проведения проверки и измерений у заявителя (владельца автомобиля или его представителя).
Установлены требования и к самой фото- и видеофиксации процесса:
- наличие системы контроля геолокации, то есть привязка к координатам;
- процесс идентификации транспортного средства должен фиксироваться на фото;
- процесс проверки конструкции должен сниматься на видео;
- фиксация даты и времени проверки.
При этом, материалы фото- и видеофиксации приобщаются к документам, послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия безопасности транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию.
Дистанционно в 2022 году можно будет оформить следующие доработки:
- установка ГБО (за исключением автобусов с ГБО на крыше);
- переоборудование под автомобиль скорой помощи;
- установка тягово-сцепного устройства (фаркопа);
- демонтаж ручного управления с автомобилей для инвалидов;
- переоборудование в самосвал;
- установка лебёдки;
- установка расширителей колёсных арок;
- установка защитных дуг мотоцикла.
Также, для ряда доработок предусмотрена возможность выезда эксперта лаборатории для оформления по месту нахождения транспортного средства:
- установка дополнительных топливных баков на грузовиках;
- установка фургонов на шасси грузовиков;
- переоборудование автомобилей для инвалидов;
- установка шноркеля;
- установка спойлеров, обтекателей, дефлекторов;
- багажников и спальных мест на крыше грузовиков;
- замена двигателя (за исключением вмешательства в систему управления двигателем);
- установка порогов-подножек.
Также в новом документе содержится перечень доработок, которые запрещены:
- удлинение рамы или несущего кузова в пределах базы;
- внесение изменений в конструкцию ТС категории М1 или N, в результате которого происходит изменение категории ТС на М2 или М3;
- замена штатного двигателя ТС на двигатель, по одному из следующих параметров — максимальная мощность или максимальный крутящий момент, превосходящий более чем на 25 % любой двигатель, предусмотренный конструкцией данного типа автомобиля;
- изменение класса (А, В, I, II, III) автобусов категории М2 и М3;
- установка на ТС светоизлучающего оборудования, имеющего возможность работы во время движения ТС (за исключением опознавательного знака такси по ГОСТ Р 58287), а также световых приборов на крышу кузова или кабины ТС (за исключением специальных ТС).
КБМ по ОСАГО с 1 апреля 2022
28 декабря 2021 года Минюст зарегистрировал указание Банка России №6007-У от 8 декабря 2021 года, согласно которому с 1 апреля 2022 года вступают в силу новые значения безаварийного коэффициента по ОСАГО (коэффициент бонус-малус или КБМ).
Обновлённая таблица коэффициента бонус-малус с 1 апреля 2022 года выглядит следующим образом:
№ п/п | Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
0 страховых возмещений за период КБМ | 1 страховое возмещение за период КБМ | 2 страховых возмещения за период КБМ | 3 страховых возмещения за период КБМ | Более 3 страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Как видно по данным таблицы, она имеет полностью обновлённые значения коэффициента бонус-малус (КБМ):
- максимальное значение составляет 3,92 (было 2,45);
- минимальное значение составляет 0,46 (было 0,5).
При этом, базовый коэффициент, который раньше составлял 1, теперь вырастет до значения 1,17. То есть, при первичном получении водительских прав сразу будет применяться повышающий коэффициент 1,17.
Таким образом, в случае безаварийной езды, максимальный размер доступной скидки вырастет, а вот в случае попадания в ДТП стоимость страховки после 1 апреля 2022 года будет увеличиваться гораздо сильнее, чем ранее.
Информация о страховых агентах с 1 апреля 2022
1 апреля 2022 года вступило в силу указание ЦБ РФ от 30.06.2021 N 5839-У. Согласно данному документу, все страховые компании должны размещать на своих сайтах информацию о страховых агентах и брокерах, которая должна соответствовать следующим требованиям:
- размещение файла с расширением *.xls, *.xlsx со сведениями из реестра в виде документа, содержащего таблицу;
- обеспечение возможности поиска информации о конкретном страховом агенте, страховом брокере путем ввода по выбору пользователя любого из следующих сведений (включая, но не ограничиваясь) – ФИО или наименование, ИНН, номер удостоверения или договора, доменное имя и (или) сетевой адрес официального сайта страхового агента (при наличии) или страхового брокера.
- сведения из реестра и возможность поиска информации о конкретном страховом агенте, страховом брокере должны размещаться страховщиком на одной веб-странице сайта страховщика.
Это должно позволить убедиться, что клиент работает с настоящий агентом или брокером, а не мошенником.
“Зелёные карты” ОСАГО с 5 апреля 2022
С 5 апреля 2022 года прекращается действие “зелёных карт” ОСАГО между Россией и Украиной.
Напомним, «Зелёная карта» – это полис автострахования, который является аналогом ОСАГО при поездках на машине за границу. Полис получил такое название из-за бланка зелёного цвета, на котором его оформляют.
По информации Российского союза автостраховщиков (РСА), 5 апреля 2022 года прекращается действие Двустороннего Соглашения, заключенного РСА и Моторным (транспортным) страховым бюро Украины (МТСБУ), положениями которого предусмотрено взаимное признание российских и украинских страховых сертификатов «Зеленая карта». Инициатором данного решения выступило МТСБУ, заявили в РСА.
Это означает, что украинские «Зеленые карты» с указанной даты прекращают действие на территории России независимо от даты их выдачи и указанного в сертификате срока действия. Аналогично и российские «Зеленые карты» перестают действовать на территории Украины.
В связи с этим, для передвижения по территории Украины после 5 апреля 2022 года на транспортных средствах, зарегистрированных в России, водителям необходимо будет приобрести украинский полис ОСАГО. Для передвижения с указанной даты по территории России на транспортных средствах, зарегистрированных на Украине, водителям необходимо будет приобрести российский полис ОСАГО.
Претензии потерпевших по ДТП, произошедшим до 5 апреля 2022 года, подлежат урегулированию в стандартном порядке.
Перестраховочный пул ОСАГО и регресс за ДТП без техосмотра с 12 апреля 2022
1 апреля 2022 года Президент РФ подписал поправки в закон об ОСАГО, которые вводят перестраховочный пул и отменяют регресс в случае ДТП без техосмотра (Федеральный закон от 01.04.2022 № 81-ФЗ).
Перестраховочный пул – это механизм, подготовленный Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно поправкам, выплаты по высокоубыточным сегментам транспорта будут распределяться на все страховые компании с лицензией на ОСАГО. Существует ряд категорий транспорта, частота ДТП для которых превосходит среднюю для России в несколько раз:
- автомобили такси;
- автобусы;
- грузовики;
- мотоциклы и др.
Кроме того, существенно более высокую убыточность и частоту ДТП по сравнению с общероссийской демонстрирует и ряд регионов. Эта ситуация несет финансовые риски для страховщиков, которые берут на страхование по ОСАГО высокоубыточные сегменты транспорта.
Поскольку страхование является социально ответственным бизнесом, РСА создал механизм, который позволит сделать ОСАГО доступнее для высокоубыточных категорий транспортных средств. Риски по таким сегментам будут распределяться на все компании пропорционально их доле рынка в рамках перестраховочного пула.
Регресс – это ситуация, когда автовладелец нарушил требования по ОСАГО, в результате чего страховая компания получает право требовать с него сумму ущерба, выплаченную пострадавшей стороне в ДТП.
30 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон №494-ФЗ, согласно которому обязательный техосмотр для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями или мотоциклами, отменён. Однако, согласно статье 14 закона об ОСАГО, если водитель без техосмотра станет виновником ДТП, страховая компания в порядке регресса могла взыскать с него всю сумму ущерба, выплаченную пострадавшей стороне. Для такси, автобусов и грузовиков, оборудованных для перевозки пассажиров или опасных грузов, регресс возникает по факту отсутствия техосмотра, независимо от причины ДТП. Для водителей остальных транспортных средств регресс в случае отсутствия техосмотра был предусмотрен, только если причиной ДТП стала техническая неисправность.
Согласно утверждённому 1 апреля документу, предусмотрена следующая поправка: “в подпункте «и» пункта 1 статьи 14 слова «, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты» исключить“.
Таким образом, в статье 14 закона об ОСАГО за отсутствие техосмотра регресс остался только для такси, автобусов и грузовиков, оборудованных для перевозки опасных грузов или пассажиров. Для этих категорий транспорта регресс при аварии, как и ранее, будет наступать автоматически в случае отсутствия действующей диагностической карты техосмотра – независимо от причины ДТП.
Изменения вступят в законную силу по истечении 10 дней после официальной публикации подписанного Президентом документа – то есть, с 12 апреля 2022 года.
Весенние ограничения для грузовиков 2022
Уже несколько лет в России не вводят сезонные ограничения на проезд грузовиков по федеральным трассам. Однако, в апреле в большинстве субъектов РФ вводятся временные ограничения на проезд большегрузов по региональным автодорогам.
К примеру, в Татарстане каждый год в апреле действует временный запрет на движение по “регионалкам” грузовиков, осевая нагрузка которых превышает 6 тонн. В этом году ограничения действуют с 1 по 30 апреля 2022 года.
Если осевая нагрузка превышает 6 тонн, движение допускается только при наличии специального разрешения, подтверждающего факт возмещения вреда автодорогам. В противном случае перевозчикам грозит штраф. Ограничение не распространяется на транспортные средства, перевозящие:
- пищевые продукты;
- животных;
- лекарства;
- семена;
- удобрения;
- топливо (дизельное, судовое, газообразное, для реактивных двигателей, бензин, топочный мазут), если грузоподъемность транспортного средства не превышает 16 тонн;
- твердые коммунальные бытовые отходы, если перевозка осуществляется специализированным мусоровозом, используемым для их сбора и транспортировки.
При этом эти транспортные средства не должны превышать допустимые осевые нагрузки, установленные в России (10 тонн на одну ось).
Бесплатная парковка для инвалидов (проект)
На апрель 2022 года было перенесено рассмотрение в первом чтении законопроекта о бесплатной парковке для инвалидов.
Как говорится в пояснительной записке к поправкам, бывают ситуации, когда на платных парковках общего пользования все специальные парковочные места для бесплатной парковки инвалидов заняты. В этом случае инвалид вынужден искать свободные специальные бесплатные места на других парковках, что не всегда для него удобно, либо размещать транспортное средство на свободном месте данной платной парковки и оплачивать это место по определенному для всех автовладельцев тарифу.
В противном случае инвалиду будет выписан административный штраф. Теоретически, наложение санкций в виде штрафа можно обжаловать, но этот процесс длительный и требующий доказывания отсутствия свободных мест на специально отведенных местах для бесплатной парковки фото- и видеозаписью, а также необходимости парковки именно в данном месте.
Таким образом, инвалидам и детям-инвалидам, в отличие, например, от многодетных семей, не в полной мере гарантируется бесплатная парковка около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, то есть не обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов к данным объектам.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому в случае, если на платной парковке общего пользования все места, предназначенные для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, или транспортных средств, перевозящих инвалидов и (или) детей-инвалидов, заняты, то указанные транспортные средства с опознавательным знаком «Инвалид», включенные в федеральный реестр инвалидов, могут быть размещены на имеющихся свободных местах данной парковки бесплатно.
В случае одобрения, поправки вступят в законную силу со дня официальной публикации подписанного документа.
Топливный демпфер 2022 (проект)
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, на сегодняшний день в России действует так называемый демпферный механизм – система налогов и компенсаций, которая позволяет стабилизировать цены на заправках.
С момента запуска данный топливный демпфер уже неоднократно корректировался. В феврале 2022 года в Госдуму был внесён законопроект, предусматривающий очередную корректировку демпфера. В частности, документ включает следующие изменения:
- увеличение компенсационного коэффициента с 0,68 до 0,83 в отношении автомобильного бензина и с 0,65 до 0,83 в отношении дизтоплива;
- уменьшение допустимого диапазона превышения средней оптовой цены реализации моторного топлива над индикативным уровнем оптовой цены (при несоблюдении которого демпфирующая надбавка к обратному акцизу на нефтяное сырье обнуляется) для дизельного топлива с 20% до 15%.
Параллельно с этим, с целью компенсации выпадающих доходов федерального бюджета, возникающих в связи с вышеуказанными изменениями, законопроектом предусматривается корректировка коэффициентов налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти.
Поправки подготовлены с целью стабилизации роста цен на моторные топлива на внутреннем рынке РФ на уровне не выше инфляции, говорится в пояснительной записке законопроекта.
Первое чтение данного законопроекта планировалось 16 марта 2022 года, однако было перенесено на апрель 2022 года. В случае утверждения, поправки вступят в законную силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С МАЯ 2022
Ограничение для грузовиков в жару с мая 2022
С мая в регионах вводятся временные ограничения на проезд большегрузов в жаркую погоду, для сохранения асфальта. Так, в Татарстане обычно подобные ограничения действуют с 20 мая по 31 августа. В этот период на всех автомобильных дорогах регионального значения при значениях дневной температуры воздуха свыше 32°C может вводиться временное ограничение движения (с 10:00 до 22:00 часов) для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С ИЮНЯ 2022
Идентификация водителей по правам с 29 июня 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, поправки позволят использовать водительские права для идентификации личности человека при осуществлении денежных переводов, получении страховых, банковских, мобильных и почтовых услуг.
Речь идёт о поправках в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (483-ФЗ от 30.12.2021).
С 29 июня 2022 года будут расширены источники упрощенной идентификации: граждане смогут вместо СНИЛС, ИНН или полиса ОМС (в дополнение к ФИО, серии и номера паспорта, и номеру мобильного телефона) указать номер водительского удостоверения.
Помимо этого, граждане смогут без идентификации проводить платежи по КАСКО и ОСАГО в размере до 40 тыс. рублей. Ранее эта планка установлена на уровне 15 тыс. рублей.
Автомобили без “ЭРА-ГЛОНАСС” до 30 июня 2022
30 июня 2022 года истекает срок, который был дан автопроизводителям для доработки автомобилей, которые в 2021 году временно выпускались без установки системы “ЭРА-ГЛОНАСС”. До указанной даты автопроизводители должны провести отзывные компании и дооснастить уже проданные автомобили модулями “ЭРА-ГЛОНАСС” за свой счет.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С ИЮЛЯ 2022
Запрет эксплуатации самоходных машин с 3 июля 2022
С 3 июля 2022 года вступит в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 297-ФЗ “О самоходных машинах и других видах техники”. Документ устанавливает правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной:
- с допуском к эксплуатации;
- с запрещением эксплуатации;
- с государственной регистрацией и государственным учетом;
- с техническим осмотром;
- с региональным государственным контролем (надзором) в области технического состояния и эксплуатации.
В частности, с 3 июля 2022 года для самоходных машин вводится новая процедура – «запрет эксплуатации». Она будет применяться при следующих нарушениях:
- наличие неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена (перечень утверждается Правительством РФ);
- отсутствие полиса ОСАГО;
- эксплуатация техники, не поставленной на гос. учёт;
- отсутствие у водителя удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или временного удостоверения на право управления самоходными машинами соответствующей категории;
- отсутствие свидетельства о регистрации самоходной машины;
- отсутствие свидетельства о прохождении техосмотра.
Предполагается, что при выявлении нарушений инспекторы Гостехнадзора будут ставить специальные блокираторы или эвакуировать технику на штрафстоянку.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С СЕНТЯБРЯ 2022
Техосмотр с 1 сентября 2022
1 сентября 2022 года вступает в силу Постановление Правительства №306 от 9 марта 2022 года. Согласно данному документу, в процедуру техосмотра вносятся изменения, уменьшающие число проверок систем автомобиля с нынешних 82 до 55.
Так, с сентября при техосмотре исключаются следующие виды проверок:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки госномеров;
- уровень шума выхлопной системы;
- подтеки масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, с предложением упростить техосмотр ещё в 2021 году выступало МВД. Помимо перечисленных, ведомство предлагало также исключить проверку токсичности выхлопа и наличия трещин ветрового стекла. Однако, эти проверки в итоговом списке все-таки остались. Также появились и новые проверки – например, проверка подсоса воздуха в системе впуска и выхлоп отработавших газов, минуя систему выпуска.
Напомним, 30 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон №494-ФЗ, согласно которому обязательный техосмотр для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями или мотоциклами, отменён. Тем не менее, процедура остаётся обязательной для такси, автобусов, грузовиков, а также легковушек и мотоциклов, принадлежащих юрлицам.
Кроме того, частники, владеющие легковыми авто и мотоциклами, обязаны проходить техосмотр в случае регистрационных действий в ГИБДД:
- постановка на учет или смена владельца ТС старше 4 лет;
- изменение конструкции или замена основного компонента ТС.
Запрет на работу судимым водителям с 1 сентября 2022
В декабре 2021 года в первом чтении Госдумы был одобрен законопроект, ограничивающий лицам с непогашенной судимостью возможность работы в перевозках пассажиров. Согласно тексту документа, изменения будут внесены в Трудовой кодекс РФ.
Согласно поправкам, в качестве водителя такси не смогут работать граждане, имеющую неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления:
- убийство
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
- похищение человека;
- грабеж;
- разбой;
- изнасилование;
- преступления против общественной безопасности;
- преступления против конституционного строя и безопасности государства;
- преступления против мира и безопасности человечества.
Причем, речь идет не только о России, но обо всех странах ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Армения, Казахстан). Учитывая, что законодательство стран отличается, в остальных странах ограничения будут применяться к аналогичным статьям, даже если в них они не считаются тяжкими или особо тяжкими.
В качестве водителя автобуса, трамвая или троллейбуса не смогут работать граждане, имеющую неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления:
- преступления против общественной безопасности;
- преступления против конституционного строя и безопасности государства;
- преступления против мира и безопасности человечества.
При трудоустройстве для работы в сфере перевозок пассажиров водители должны будут предъявить справку об отсутствии судимости или уголовного преследования (оригинал или заверенную копию) либо справку о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
В случае получения информации о том, что водитель подвергается уголовному преследованию по указанным статьям, работодатель должен будет отстранить и не допускать его к работе. Водитель отстраняется на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Водители, уже работающие в перевозках пассажиров, будут обязаны предоставить справку об отсутствии судимости или уголовного преследования до 1 марта 2023 года. В случае не предоставления справки водители будут отстранены от работы.
В случае подписания, данные поправки вступят в силу с 1 сентября 2022 года.
Система “Паутина” от ГИБДД
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, до конца 2021 года во всех регионах России должна была заработать система “Паутина”. Это информационная система, которая объединяет программное обеспечение всех комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД разных регионов.
Дело в том, что сейчас каждый регион используют свои комплексы фиксации нарушений ПДД, программное обеспечение их также отличается. Отсутствие унификации приводит к тому, что невозможно контролировать нарушителей, которые выехали даже в соседний регион.
Запуск системы “Паутина” позволит синхронизировать контроль за нарушителями ПДД во всех регионах. “Паутина” в первую очередь будет нацелена на поиск угонщиков авто, а также водителей, покинувших место ДТП – скрыться в другом регионе им не удастся.
Автоинспекторы в режиме онлайн могут просматривать информацию с камер любого региона, “отследив” путь нарушители. Ожидается, что система поможет также выявлять нарушителей с иностранными или подложными госномерами, автомобили с прекращенной регистрацией, водителей без прав и т.д.
Помимо этого, возможности “Паутины” предполагалось также интегрировать с порталом Госуслуг – для возможности онлайн обжалования штрафов ГИБДД через личный кабинет. Напомним, процедура обжалования штрафов через Госуслуги уже заработала с 1 сентября 2021 года.
Сейчас “Паутина” работает полноценно только в Центральном федеральном округе. Во всех остальных регионах её планировали запустить до конца декабря 2021 года, однако этого не произошло. По мнению экспертов, это было связано с нехваткой отечественных серверов, на которых должна базироваться эта система.
На сегодняшний день к “Паутине” подключены 42 субъекта России, но для полноценного функционирования необходим запуск во всех регионах. Теперь назван новый срок глобального запуска системы – сентябрь 2022 года.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ С ДЕКАБРЯ 2022
Праворульные машины без “ЭРА-ГЛОНАСС” до 2 декабря 2022
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, распоряжением Правительства от 3 декабря 2019 года №2895-р для жителей Дальневосточного федерального округа была продлена возможность ввоза в Россию по одному бывшему в употреблении автомобилю с правосторонним расположением рулевого управления без оснащения устройствами вызова экстренных служб. Этот временный порядок уже несколько раз продлевался – в последний раз его продлили до 2 декабря 2021 года.
Порядок действует в отношении бывших в употреблении праворульных автомобилей, ввозимых на территорию России жителями Дальневосточного федерального округа или переселяющимися на постоянное место жительства в Дальневосточный федеральный округ, и позволяет в течение года ввезти указанными категориями граждан одно транспортное средство категории M1 (легковой автомобиль) или N1 (грузовой автомобиль полной массой до 3.5 тонн) без установки на него аппаратуры вызова экстренных служб системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Данное послабление для жителей Дальнего Востока могут вновь продлить – теперь уже на 2022 год. Об этом заявил полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев. По его словам, предварительное решение на уровне Правительства уже принято – осталось только подписать соответствующий документ.
Скидка на госпошлины до 31 декабря 2022
Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в Налоговый кодекс, которые продлевают до 1 января 2023 года скидку в размере 30% при уплате гражданами пошлин через портал государственных услуг (Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 457-ФЗ “О внесении изменений в статью 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений в главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”).
Ранее предполагалось, что данная льгота закончит своё действие 1 января 2021 года, сообщал портал Avtospravochnaya.com.
Напомним, для получения скидки необходимо выполнить два действия через портал Госуслуг:
- осуществить запись на получение госуслуги;
- оплатить госпошлину на портале.
В этом случае оплата госпошлины будет осуществлена со скидкой 30%. Автовладельцы могут оплатить со скидкой пошлины за следующие услуги:
- получение или замена водительских прав;
- получение госномеров или транзитных номеров;
- получение СТС и ПТС;
- внесение изменений в ПТС;
- получение свидетельства о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности.
Таким образом, 31 декабря 2022 года будет последним днём, когда пошлину можно будет оплатить со скидкой.
ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОЖИДАЮТСЯ В 2022 ГОДУ
База данных нарушителей ПДД
Как мы сообщали ранее, в 2021 году планировался запуск открытой цифровой платформы МВД с информацией о нарушителях правил дорожного движения. В базу данных будут загружены данные о водителях, лишённых прав, а также о злостных нарушителях ПДД.
Наличие открытой базы данных позволит проверять водителей на предмет злостных и многократных нарушений, а также лишения прав. Это будет полезно, к примеру, при приёме на работу водителей в такси, в пассажирских и грузовых перевозках.
Сервис проверки данных по водительским правам есть и сейчас – он доступен на официальном сайте ГИБДД. Однако, он позволяет только факт выдачи или лишения водительских прав – информации о нарушениях ПДД там нет. Кроме того, текущий сервис не поддерживает пакетную загрузку данных, то есть при массовом наборе водителей информацию каждого придётся проверять отдельно.
Как стало известно вчера, запуск базы переносится на 2022 году. Планируется, что база будет интегрирована в портал Госуслуг, а доступ к ней в первую очередь получат службы такси и каршеринга.
Ограничения для шипованных шин 2022
Предложены следующие меры по ограничению шипованных шин:
- ввести штраф 2000 рублей за езду на шипах в летнее время;
- дать регионам возможность регулировать периоды, в которые эксплуатация шипов разрешена;
- ввести ограничения скорости для машин с шипами – 60 км/час в городе и 80 км/час за городом;
- ввести обязательный знак “Шипы” на переднем и заднем стекле, чтобы камеры могли фиксировать скоростной режим таких машин.
При этом, водителей, которые передвигаются между разными регионами, от этих штрафов предлагается освободить.
В Минтрансе сообщили, что данные предложения требуют более глубокого анализа, так как затрагивают интересы огромного числа перевозчиков и автовладельцев. Минтранс пообещал в течение 2021-2022 года провести комплексное исследование по влиянию шипов на дороги.
ГИБДД получит приборы для выявления пьяных водителей
В 2022 году автоинспекторы должны получить новые приборы для выявления водителей в неадекватном состоянии. Речь идёт об устройствах для быстрого выявления алкоголя и наркотиков в организме водителя. В случае, если такой прибор выявит состояние опьянения, водителя ждёт уже полноценное медосвидетельствование.
Индикатор, который определяет наличие наркотиков, показывает результат через 15 секунд. Несколько разработанных приборов определяют наличие запрещенных веществ в слюне, другие — в выдыхаемом воздухе.
Основное преимущество таких приборов – скорость проверки. За несколько секунд можно выявить подозрительного водителя, не задерживая остальных автолюбителей. Применение подобных индикаторов позволит проверять практически весь поток автомобилей, «вылавливая» нарушителей, управляющих автомобилем в неадекватном состоянии.
Отзыв автомобилей через портал Госуслуг
Росстандарт переводит процедуру отзыва автомобилей заводами-изготовителями в цифровой формат. Напомним, на сегодняшний день в случае обнаружения дефектов, завод-изготовитель автомобиля направляет письменные уведомления в Росстандарт, после чего начинается длительная процедура оформления и согласования отзывной программы. Учитывая, что многие обнаруженные дефекты являются критическими, это создаёт угрозу для владельцев таких автомобилей.
В связи с этим, Росстандарт проводит работу по цифровизации этой процедуры. До конца 2021 года ведомство должно создать личные кабинеты заводов-изготовителей, куда они смогут направлять информацию об отзыве в режиме онлайн.
Владельцы же автомобилей смогут узнать об отзыве своего автомобиля прямо на портале Госуслуг. После ввода VIN-кода появится информация о том, есть ли для данного автомобиля отзывные программы завода-изготовителя. В случае обнаружения таких программ, владелец получит детальную инструкцию по дальнейшим действиям.
К эксперименту на сегодняшний день уже подключились Тойота и Фольксваген. Ожидается, что в 2022 году владелец автомобиля любой марки сможет получить информацию об отзыве на портале Госуслуг.
Электронные документы водителей
6 сентября 2021 года по всей России стартовал эксперимент по электронным документам водителей. С этой даты Минцифры запустило приложение “Госуслуги Авто”, при помощи которого водители могут предъявлять свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) в виде QR-кода на экране телефона. Однако, так как это лишь эксперимент, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить оригинал документа.
Экспериментальный режим должен был действовать до конца 2021 года. Однако, по последней информации, эксперимент планируется продлить и на 2022 год. Параллельно с этим идут работы по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты, чтобы электронные документы водителей стали полноценной альтернативой бумажным оригиналам.
Следующий на очереди документ – водительские права. Их перевод в электронный вид планируется после успешного завершения эксперимента с СТС.